Хотите проконсультироваться у юриста бесплатно? Пишите в чат справа внизу или звоните на горячую линию 8 800 350 61 98 - звонок по РФ бесплатен. Принимаем вопросы в любой день недели.

После рассмотрения спора судья выдает на руки его победителю лист, по которому можно требовать открытия производства по взысканию задолженности. Как получить исполнительный лист по решению суда (в том числе арбитражного), порядок оформления, читайте в нашей статье.

Что такое исполнительный лист

Исполнительное производство – это последняя стадия судебной процедуры, на которой производится выполнение требований суда различного характера, взыскание денег и различных активов ответчика, который проиграл материальный спор.

Если ответчик уклоняется от выполнения судебного решения, то истец вправе обратится к судебным приставам для принудительного взыскания.

Для открытия вышеуказанного производства необходим документ, предоставляемый выигравшей стороне и фиксирующий обязательства другого участника по выполнению определенных действий имущественного характера.

Выдача судом исполнительного листа возможна на всех этапах рассмотрения дела (первая инстанция, апелляция, кассация), бланки листов имеют определенную форму с защитой от подделок, утвержденную Постановлением Правительства РФ №579.

Документ может быть выдан следующими судами:

• третейскими,
  • арбитражными;
  • общей юрисдикции.

В общем порядке документ для предъявления судебным приставам действует в течение 3 лет с момента вступления решения суда в законную силу, но никак не с момента получения документа на руки.

В некоторых случаях установлены иные сроки выдачи исполнительного листа судом, например, при взыскании алиментов он действует еще три года после достижения совершеннолетия ребенком. Если присуждаются периодические выплаты, то лист действителен на весь период установленных платежей.

Фото документа

Порядок выдачи исполнительного листа

Исполнительные документы предоставляются по запросу граждан, в чью пользу принято решение – это может быть истец, ответчик или третьи лица в споре. Обращаться за исполнительным документом нужно после вступления решения в силу – они разнятся в зависимости от характера дела и имущественных требований (от незамедлительного вступления до месячного срока).

Порядок получения исполнительного листа четко не регламентирован законом и может отличаться в разных судах, но в большинстве случаев придется написать соответствующее заявление.

Заявление на выдачу

Выдача бумаги не требует определенной формы заявления, поэтому применяются общие стандарты требований и практика.

Основные элементы заявления следующие:

1. Название суда, данные о заявителе;
  2. Наименование бумаги: «Заявление на выдачу исполнительного листа»;
  3. Описание рассмотренного дела: состав иска, данные ответчика, требования истца, результаты удовлетворения претензий и реквизиты принятого решения;
  4. Просьба к суду о получении документа, указание способа получения;
  5. Дата и подпись.

Подавать заявление лучше в двух экземплярах, чтобы осталась отметка о его принятии. Обращение с заявлением производится посредством личного визита, почтовым отправлением или через представителя. Получить его можно способом, указанным заявителем в тексте: лично в суде, почтой или в службе судебных приставов.

Куда обращаться

Обращаться с требованием о выпуске документа нужно в суд первой инстанции, независимо от этапа рассмотрения дела. То есть, если решение принял апелляционный суд, то документ выдаст судебный орган, который вынес первоначальное постановление.

После вышестоящих инстанций обратиться за исполнительным листом получится только после возвращения материалов в нижестоящий суд – для отслеживания возможности подачи лучшим способом контроля будет поддержка связи с канцеляриями.

Исполнительный лист на руки дается под подпись, поэтому для визита в суд нужно взять удостоверение личности и доверенность, если документ получает представитель заявителя.

Заявление о выдаче исполнительного листа

Заявление о выдаче исполнительного листа – образец

Выдача исполнительного листа арбитражным судом

Согласно статье 319 АПК РФ, получить исполнительный лист в арбитражном суде можно через почту или путем обращения в канцелярию лично заинтересованного лица либо его официального представителя. По ходатайству заявителя арбитражный суд может направить лист для исполнения самостоятельно.

В некоторых судах предупреждают об особом порядке получения документа: через секретаря или помощника в определенное время или даже по предварительной записи.

Дела в арбитраже могут рассматриваться в упрощенном порядке – по результатам спора в таком случае выносится судебный приказ, который одновременно и является исполнительным документом. В спорах относительно вопросов интеллектуальной собственности документы выдаются сразу же после принятия решения в зале суда.

Срок получения листа

Срок получения исполнительного листа

Закон 229-ФЗ указывает, что документы обладают сроком действия для их предъявления к выполнению. Поэтому затягивания процесса получения исполнительного листа не должно быть ни со стороны заявителя, ни от работников судебных инстанций.

Законом не установлен срок выдачи листа, но указано, что выдается он сразу после вступления решения в силу. Так что заявление нужно подавать сразу после окончания срока обжалования решения другими участниками.

В суде могут сослаться, что срок оформления составляет 30 дней после подачи заявления, однако эта позиция неверна – законами такой срок не регламентирован.

На практике чаще всего выдают исполнительные листы в срок от недели до двух после обращения, реже приходится ждать месяц. Все зависит от загруженности суда, а в ускорении процесса помогают личные звонки в канцелярию. Если у заявителя складывается впечатление, что срок выдачи намеренно затягивается, то он вправе подать жалобу на действия сотрудников.

Как осуществляется производство

За осуществление предписаний исполнительного листа отвечает служба приставов (ФСПП). Для открытия производства требуется предъявить документ приставам лично в приемную или по почте и составить заявление о начале процесса.

Исполнитель по листу и заявлению открывает производство в течение суток после их получения либо отказывает в его открытии. Держатель листа может и самостоятельно предпринять действия по взысканию, обращаясь в банки и другие учреждения, в которых у должника открыт расчетный счет.

При получении документов нужно обратить внимание на некоторые нюансы.

Если документ утрачен

Если исполнительный лист утрачен, то закон предусматривает возможность ходатайствовать о его повторной выдаче. С заявлением на дубликат нужно обращаться в судебную инстанцию до того, как истечет срок его предъявления к исполнению.

Суд выдает только дубликат, получить копию нельзя. Даже если сделать нотариально заверенную копию с оригинала документа, то она не будет иметь юридической силы при предъявлении приставу.

Отзыв документа

В некоторых случаях заявитель может приостановить производство или отозвать исполнительный лист в таких случаях:

• при мирном решении претензий;
  • нет информации о местонахождении должника;
  • заявитель не желает получать имущество, которое истребовано в рамках работы судебных приставов;
  • отсутствует имущество, которое можно взыскать;
  • должник является иностранцем и выдворен с территории России.

Приостановление необходимо для того, чтобы преждевременно не истекли сроки  по исполнительному производству. Отзыв производится через заявление приставу о прекращении процесса взыскания с просьбой возвратить лист.

Однако, окончание производства не отменяет действие листа, поэтому в случае необходимости взыскатель может снова его предъявить – повторный выпуск судом не требуется.

Опечатки

Обязательно проверяйте документ после получения – ошибки и опечатки могут допускаться, поэтому для их устранения нужно подать соответствующее заявление в судебную канцелярию.

Если вам нужна консультация, вам поможет наш адвокат по гражданским делам.

Видео:

Обновление статьи: 25.06.2024

Маргарита Макарова

Автор статьи. Дипломированный, практикующий юрист с опытом работы 9 лет. Диплом по специальности "Правоведение". Пишет статьи понятными словами, чтобы каждый читатель смог защитить свои права.