Хотите проконсультироваться у юриста бесплатно? Пишите в чат справа внизу или звоните на горячую линию 8 800 350 61 98 - звонок по РФ бесплатен. Принимаем вопросы в любой день недели.

Налоговая инспекция, будучи основной надзорной структурой в сфере экономической и финансовой деятельности, представляет собой наилучший адресат для граждан, которые имеют основания пожаловаться на третьих и должностных лиц, нарушающих закон в данной сфере. Однако для корректного обращения в данную инстанцию в 2024 году требуются не только веские основания, но и правильно оформленная жалоба в налоговую инспекцию.

Основания для подачи жалобы

Нормативно-правовые акты страны чётко не устанавливают ситуации, на которых может базироваться подача жалобы в налоговый орган. Любое физическое или юридическое лицо на основании положений ФЗ РФ № 59 от 02.05.2006 вправе обратиться в службы ФНС при наличии у него обоснованных сведений о факте нарушений налогового и финансового законодательства страны со стороны организаций разных сфер деятельности, работодателей и т. п.

К числу оснований, дающих право пожаловаться на налоговую инспекцию, могут принадлежать явные нарушения, неправомерные действия экономических агентов в виде:

  • неуплаты налогов;
  • уклонения от налоговых обязанностей;
  • экономических махинации со стороны коммерческих организаций;
  • просрочки предоставления клиенту госуслуги;
  • затягивания сроков регистрации запроса гражданина;
  • отказа в приёме документации;
  • взимания средств за бесплатные услуги.

Наиболее часто гражданам дают повод для обращения работодатели, которые, стремясь уклониться от выплаты налогов или снизить их размер, ущемляют права своих работников путём:

  • выплаты «серой» и «чёрной» зарплаты, что негативно сказывается на последующем пенсионном обеспечении сотрудника;
  • несоблюдения сроков выплаты зарплаты;
  • задержки выплаты заработной платы на протяжении длительного периода;
  • увольнения сотрудников без необходимых в данному случае выплат;
  • неправомерных удержаний денежных средств с работников.

Написание жалобы

Как подать жалобу в налоговую

Для того, чтобы пожаловаться в налоговую инспекцию, можно прибегнуть к нескольким способам.

Онлайн на сайте ФНС

Пожаловаться на неправомерные действия организации или работодателя в 2024 году можно прямо из дома, не выходя из него. Для этого следует выйти в интернет и зайти на многофункциональный официальный сайт ФНС РФ.

На этом портале онлайн создаётся жалоба в электронной форме, для чего не требуется создание личного кабинета.

Алгоритм подачи онлайн в пошаговом виде от, например, физлица выглядит следующим образом:

  1. Выбор в меню на сайте ФНС позиции «Физические лица».
  2. Заход в раздел «Подача жалобы в налоговые органы».
  3. Выбор среди предложенных на сайте наиболее соответствующую реалиям жизненную ситуацию.
  4. Активация позиции «Создать обращение».
  5. Заполнение полей предложенных сайтом форм.

Имеется также возможность подать заявление посредством интернет-ресурса «Госуслуги», который, сам ничего не рассматривая, оперативно перенаправляет документ в ФНС.

Сайт ФНС

Жалоба в отделение налоговой

Для непосредственного общения с налоговиками придётся лично посетить отделение НФС. Время и усилия, потраченные при этом заявителем, вполне компенсируются возможностью:

  • получить консультацию по интересующему вопросу;
  • избежать ошибок при составлении заявления;
  • удостовериться в её приёме к рассмотрению;
  • в ряду случаев получить предварительный ответ по сути жалобы.

Как пожаловаться по почте

Чтобы успешно прибегнуть к услугам почтового сообщения, следует использовать заказное письмо, которое даёт гарантию того, что отправление не затеряется. Однако при всей надёжности данного вида направления жалобы он страдает существенным недостатком, заключающемся в невозможности использования его в экстренных случаях: для доставки корреспонденции почтой требуется существенное время.

Как рассматривается жалоба

Как рассматривается жалоба в налоговую инспекцию в 2024 году

Ст. 12 ФЗ РФ № 59 от 02.05.2006 устанавливает срок рассмотрения поступившего заявления в органы ФНС, как и в любой другой госорган, протяжённостью в 30 дней. В случае необходимости эта же статья закона даёт возможность увеличить данный срок ещё на 1 месяц.

А в ч. 6 ст. 140 НК РФ устанавливается, что после вынесения решения по поступившей жалобе заявитель извещается о нём в течение 3 рабочих дней.

Но имеются случаи, когда жалоба в налоговый орган остаётся без рассмотрения. Это происходит, когда:

  • заявление анонимно;
  • когда из текста заявления непонятно, на какие конкретно нарушения со стороны организации или работодателя жалуется заявитель и какие права его при этом были нарушены;
  • заявитель ранее уже подавал аналогичное заявление по тем же основаниям.

Правила составления жалобы в налоговую

 

Правила составления и подачи заявления – образец

Узаконенного шаблона заявления в адрес налогового органа с жалобой на какую-либо организацию или на работодателя не существует. Форма заявления выбирается произвольно. Однако при этом на практике обозначен набор сведений, которые обязательно должны быть упомянуты в документе.

Кроме личных данных заявителя, в нём указываются также:

  • наименование торговой, лечебной, учебной и т. п. организации или ИП, работодателя, которые, нарушают фискальное законодательство, ущемляя при этом права гражданина, а также сведения о должностном лице, государственном служащем, физлице, допускающих аналогичные правонарушения;
  • суть допущенных нарушений;
  • законодательные нормы, которые были при этом нарушены;
  • требования, содержащие в себе перечисление мер, которые необходимо предпринять налоговой службе.

К примеру, образец заявления, который демонстрирует, как следует корректно жаловаться в органы ФНС на работодателя, состоит из таких позиций:

  1. Наименование и адрес ИФНС, куда подаётся жалоба.
  2. ФИО заявителя.
  3. Должность и срок работы в этой должности заявителя, а также его ИНН.
  4. Наименование организации-работодателя.
  5. Изложение сути претензий заявителя к работодателю.
  6. Перечисление законодательных актов, дающих право заявителю право жаловаться.
  7. Суть обращения, выражающаяся в просьбе провести камеральную, а также выездную налоговую проверку ООО-работодателя с указанием его ИНН и адреса местонахождения.
  8. Приложение, включающее в себя копию трудовой книжки, копию справки о размере заработной платы, прочих выплат и вознаграждений за означенный период.
  9. Дата составления и личная подпись заявителя.

Как жаловаться на организацию

Особенности отправки жалобы на организацию

Порядок подачи жалобы на конкретную организацию регулируется ФЗ от 02.05.2006 № 59, а именно, статьями 7, 10 (порядок рассмотрения обращения) и 12 (сроки процедуры).

Документ должен содержать следующие данные:

  • наименование инспекции, в которую он подается;
  • информация о заявителе (ФИО, адрес проживания);
  • адрес, на который должен быть направлен ответ ФНС;
  • описание сути допущенного правонарушения с обоснованием и ссылками на статьи законодательных актов;
  • требования заявителя по устранению нарушений;
  • личная подпись заявителя или его официального представителя (при наличии соответствующей доверенности).

К заявлению следует приложить документы, которые подтверждают факт правонарушения, совершенного организацией в отношении заявителя. Если такие доказательства находятся у работодателя и получить их невозможно, это необходимо отразить в тексте обращения.

Документ составляется в двух экземплярах. Один из них подается в налоговую инспекцию, а второй остается у заявителя.

Сотрудник ФНС, получивший жалобу, должен поставить соответствующую отметку на втором экземпляре документа, а также свою подпись и дату его получения.

Если обращение подано по почте, оно подлежит регистрации в трехдневный срок после его поступления.

Жалоба в ФНС на организацию рассматривается в течение 30 дней. По необходимости срок может быть продлен на 1 месяц. По окончании данного периода сотрудники инспекции должны направить заявителю мотивированный ответ. В противном случае, лицо, права которого были нарушены, имеет право обратиться в суд.

Анонимное обращение

Можно ли подать в налоговую анонимное обращение

Анонимные обращения органами налоговой службы не рассматриваются. Каждый налогоплательщик, обратившийся с жалобой, обязан предоставить свои персональные данные.

Сохранить анонимность можно, например, при обращении на горячую линию налоговой службы. Но рассмотрение претензии в таком случае может занять много времени.

Примеры ситуаций, когда может потребоваться анонимное обращение:

  • на соседей, которые сдают жилую недвижимость в аренду без уплаты налогов;
  • на работодателя о нарушении им налогового законодательства и др.

Доступные способы анонимного обращения:

  • по телефону доверия (номер установлен отдельно для каждого региона, он указан на сайте налоговой службы в разделе «Контакты и обращения»);
  • при личном посещении налоговой инспекции;
  • по интернету.

Законодательством не установлена обязанность сотрудников ФНС принять анонимную жалобу, поэтому рассчитывать на результат в этом случае нецелесообразно. Но налоговики могут рассмотреть ее по собственной инициативе, если посчитают это необходимым.

Чтобы гарантированно добиться рассмотрения претензии и получить ответ на нее, необходимо составить обращение в соответствии с нормами законодательства и указать свои персональные данные.

 

 

Обновление статьи: 25.12.2023


Маргарита Макарова

Автор статьи. Дипломированный, практикующий юрист с опытом работы 9 лет. Диплом по специальности "Правоведение". Пишет статьи понятными словами, чтобы каждый читатель смог защитить свои права.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *