Налоговая инспекция, будучи основной надзорной структурой в сфере экономической и финансовой деятельности, представляет собой наилучший адресат для граждан, которые имеют основания пожаловаться на третьих и должностных лиц, нарушающих закон в данной сфере. Однако для корректного обращения в данную инстанцию в 2024 году требуются не только веские основания, но и правильно оформленная жалоба в налоговую инспекцию.
Содержание статьи
Основания для подачи жалобы
Нормативно-правовые акты страны чётко не устанавливают ситуации, на которых может базироваться подача жалобы в налоговый орган. Любое физическое или юридическое лицо на основании положений ФЗ РФ № 59 от 02.05.2006 вправе обратиться в службы ФНС при наличии у него обоснованных сведений о факте нарушений налогового и финансового законодательства страны со стороны организаций разных сфер деятельности, работодателей и т. п.
К числу оснований, дающих право пожаловаться на налоговую инспекцию, могут принадлежать явные нарушения, неправомерные действия экономических агентов в виде:
- неуплаты налогов;
- уклонения от налоговых обязанностей;
- экономических махинации со стороны коммерческих организаций;
- просрочки предоставления клиенту госуслуги;
- затягивания сроков регистрации запроса гражданина;
- отказа в приёме документации;
- взимания средств за бесплатные услуги.
Наиболее часто гражданам дают повод для обращения работодатели, которые, стремясь уклониться от выплаты налогов или снизить их размер, ущемляют права своих работников путём:
- выплаты «серой» и «чёрной» зарплаты, что негативно сказывается на последующем пенсионном обеспечении сотрудника;
- несоблюдения сроков выплаты зарплаты;
- задержки выплаты заработной платы на протяжении длительного периода;
- увольнения сотрудников без необходимых в данному случае выплат;
- неправомерных удержаний денежных средств с работников.
Как подать жалобу в налоговую
Для того, чтобы пожаловаться в налоговую инспекцию, можно прибегнуть к нескольким способам.
Онлайн на сайте ФНС
Пожаловаться на неправомерные действия организации или работодателя в 2024 году можно прямо из дома, не выходя из него. Для этого следует выйти в интернет и зайти на многофункциональный официальный сайт ФНС РФ.
Алгоритм подачи онлайн в пошаговом виде от, например, физлица выглядит следующим образом:
- Выбор в меню на сайте ФНС позиции «Физические лица».
- Заход в раздел «Подача жалобы в налоговые органы».
- Выбор среди предложенных на сайте наиболее соответствующую реалиям жизненную ситуацию.
- Активация позиции «Создать обращение».
- Заполнение полей предложенных сайтом форм.
Имеется также возможность подать заявление посредством интернет-ресурса «Госуслуги», который, сам ничего не рассматривая, оперативно перенаправляет документ в ФНС.
Жалоба в отделение налоговой
Для непосредственного общения с налоговиками придётся лично посетить отделение НФС. Время и усилия, потраченные при этом заявителем, вполне компенсируются возможностью:
- получить консультацию по интересующему вопросу;
- избежать ошибок при составлении заявления;
- удостовериться в её приёме к рассмотрению;
- в ряду случаев получить предварительный ответ по сути жалобы.
Как пожаловаться по почте
Чтобы успешно прибегнуть к услугам почтового сообщения, следует использовать заказное письмо, которое даёт гарантию того, что отправление не затеряется. Однако при всей надёжности данного вида направления жалобы он страдает существенным недостатком, заключающемся в невозможности использования его в экстренных случаях: для доставки корреспонденции почтой требуется существенное время.
Как рассматривается жалоба в налоговую инспекцию в 2024 году
Ст. 12 ФЗ РФ № 59 от 02.05.2006 устанавливает срок рассмотрения поступившего заявления в органы ФНС, как и в любой другой госорган, протяжённостью в 30 дней. В случае необходимости эта же статья закона даёт возможность увеличить данный срок ещё на 1 месяц.
Но имеются случаи, когда жалоба в налоговый орган остаётся без рассмотрения. Это происходит, когда:
- заявление анонимно;
- когда из текста заявления непонятно, на какие конкретно нарушения со стороны организации или работодателя жалуется заявитель и какие права его при этом были нарушены;
- заявитель ранее уже подавал аналогичное заявление по тем же основаниям.
Правила составления и подачи заявления – образец
Узаконенного шаблона заявления в адрес налогового органа с жалобой на какую-либо организацию или на работодателя не существует. Форма заявления выбирается произвольно. Однако при этом на практике обозначен набор сведений, которые обязательно должны быть упомянуты в документе.
Кроме личных данных заявителя, в нём указываются также:
- наименование торговой, лечебной, учебной и т. п. организации или ИП, работодателя, которые, нарушают фискальное законодательство, ущемляя при этом права гражданина, а также сведения о должностном лице, государственном служащем, физлице, допускающих аналогичные правонарушения;
- суть допущенных нарушений;
- законодательные нормы, которые были при этом нарушены;
- требования, содержащие в себе перечисление мер, которые необходимо предпринять налоговой службе.
К примеру, образец заявления, который демонстрирует, как следует корректно жаловаться в органы ФНС на работодателя, состоит из таких позиций:
- Наименование и адрес ИФНС, куда подаётся жалоба.
- ФИО заявителя.
- Должность и срок работы в этой должности заявителя, а также его ИНН.
- Наименование организации-работодателя.
- Изложение сути претензий заявителя к работодателю.
- Перечисление законодательных актов, дающих право заявителю право жаловаться.
- Суть обращения, выражающаяся в просьбе провести камеральную, а также выездную налоговую проверку ООО-работодателя с указанием его ИНН и адреса местонахождения.
- Приложение, включающее в себя копию трудовой книжки, копию справки о размере заработной платы, прочих выплат и вознаграждений за означенный период.
- Дата составления и личная подпись заявителя.
Особенности отправки жалобы на организацию
Порядок подачи жалобы на конкретную организацию регулируется ФЗ от 02.05.2006 № 59, а именно, статьями 7, 10 (порядок рассмотрения обращения) и 12 (сроки процедуры).
Документ должен содержать следующие данные:
- наименование инспекции, в которую он подается;
- информация о заявителе (ФИО, адрес проживания);
- адрес, на который должен быть направлен ответ ФНС;
- описание сути допущенного правонарушения с обоснованием и ссылками на статьи законодательных актов;
- требования заявителя по устранению нарушений;
- личная подпись заявителя или его официального представителя (при наличии соответствующей доверенности).
К заявлению следует приложить документы, которые подтверждают факт правонарушения, совершенного организацией в отношении заявителя. Если такие доказательства находятся у работодателя и получить их невозможно, это необходимо отразить в тексте обращения.
Документ составляется в двух экземплярах. Один из них подается в налоговую инспекцию, а второй остается у заявителя.
Если обращение подано по почте, оно подлежит регистрации в трехдневный срок после его поступления.
Жалоба в ФНС на организацию рассматривается в течение 30 дней. По необходимости срок может быть продлен на 1 месяц. По окончании данного периода сотрудники инспекции должны направить заявителю мотивированный ответ. В противном случае, лицо, права которого были нарушены, имеет право обратиться в суд.
Можно ли подать в налоговую анонимное обращение
Анонимные обращения органами налоговой службы не рассматриваются. Каждый налогоплательщик, обратившийся с жалобой, обязан предоставить свои персональные данные.
Сохранить анонимность можно, например, при обращении на горячую линию налоговой службы. Но рассмотрение претензии в таком случае может занять много времени.
Примеры ситуаций, когда может потребоваться анонимное обращение:
- на соседей, которые сдают жилую недвижимость в аренду без уплаты налогов;
- на работодателя о нарушении им налогового законодательства и др.
Доступные способы анонимного обращения:
- по телефону доверия (номер установлен отдельно для каждого региона, он указан на сайте налоговой службы в разделе «Контакты и обращения»);
- при личном посещении налоговой инспекции;
- по интернету.
Законодательством не установлена обязанность сотрудников ФНС принять анонимную жалобу, поэтому рассчитывать на результат в этом случае нецелесообразно. Но налоговики могут рассмотреть ее по собственной инициативе, если посчитают это необходимым.
Чтобы гарантированно добиться рассмотрения претензии и получить ответ на нее, необходимо составить обращение в соответствии с нормами законодательства и указать свои персональные данные.